Наброски - женский литературный журнал
Женский литературный журнал
Главная
Новости
Проза
Статьи
Поэзия
О нас
Ваши истории
К новым авторам
Знакомства
Контакты
Каталог женских и литературных ресурсов
Гостевая книга
Форум
Поиск
Женский литературный журнал
Рассылки Subscribe.Ru
Подпишись на анонсы
новых поступлений

Наш журнал в Twitter

Наш журнал в Вконтакте

Журнал Наброски в формате RSS









Rambler's Top100



Яндекс цитирования

Love.Linx.Ru - Любовь, знакомства, общение

Украинская Открытая Ассоциация Организаций, Групп и Лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями Жити завтра, Ми поруч, Киев





Европейское "мыло"

(Окончание)

Цивилизация, зашедшая туда, где считается нормальным тотальное истребление плода руками матерей в собственном чреве, даже пожирание его (донорское клонирование), такая цивилизация просто обязана выдумывать каких-нибудь саблезубых инопланетных монстров, которые, якобы, страшнее современного человека...


Европейское мыло. Окончание.
Вешалка для брендов

Зачем нам дети?

Лично для меня лучшим доказательством бытия Бога является этот потрясающий феномен ХХ-ХХI веков, когда процесс воспроизводства человеческой жизни в развитых, "цивилизованных" странах странным образом переродился в свою противоположность, в процесс самоуничтожения.

Никогда не задумывались над тем, почему так популярны фильмы ужасов? Потому что это крик "держи вора!" Цивилизация, зашедшая туда, где считается нормальным тотальное истребление плода руками матерей в собственном чреве, даже пожирание его (донорское клонирование), такая цивилизация просто обязана выдумывать каких-нибудь саблезубых инопланетных монстров, которые, якобы, страшнее современного человека.

В чем же причина грозного и удивительного явления - демографического таяния во внешне благополучных западноевропейских странах, особенно остро проявляющегося в России?

Суть заключена в простых вещах: в той аргументации, которую используют мужчина и женщина, решая между собой, обзаводиться им ребенком или нет.

В этой аргументации, как в фокусе, собираются коренные отличия разных цивилизационных моделей, разных стилей жизни, это принципиально важный, ключевой момент. Люди, ориентированные на западную систему ценностей, решение о предупреждении рождения ребенка основывают на рациональных доводах ("для бэби у нас недостаточно денег", "сначала образование и карьера", "у нас стесненные жилищные условия" и проч.). Для европейца такие аргументы звучат веско и убедительно. А поскольку речь идет о главном жизненном вопросе, то и нам придется признать: главный отличительный признак человека европейской формации есть рационализм. Именно прагматичный подход привел Запад к катастрофическим демографическим проблемам, а что может быть более убедительным, чем катастрофы? Медленное, но неостановимое вымирание показывает: рациональность расточительна. Где же альтернатива? Она с противоположной стороны - это иррациональность, то есть, иными словами, Бог.

О "европейском Боге" подробнее поговорим ниже. Пока продолжим о том, с чего начали - зачем европейской женщине ее единственный ребенок?

Современной семье или тем образованиям, которые семью заменяют, дети не нужны: по статистике рождение "детей" - то есть более одного ребенка на одну женщину - скорее исключение, чем правило. Рационально мыслящий человек всю массу проблем, связанных с появлением и воспитанием потомства, желал бы, оставив себе секс, поручать некоему высокотехнологичному предприятию, обладающему соответствующей лицензией, куда бы он сдавал свой генетический материал, а в положенный срок получал сертифицированный человеческий продукт. Однако даже тогда, когда этот недостижимый пока идеал воплотится, европейская женщина все-таки будет, как и сейчас, единожды решаться на роды. Почему? Мы проявили бы неуважение к западному типу мышления, попытайся искать причину кажущегося исключения вне сферы рациональности.

Одной из причин, как уже говорилось, является необходимость оптимизации организма женщины, поскольку без беременности и родов возможны нежелательные физиологические последствия. А хорошее здоровье европейской женщине нужно для успешного исполнения своего главного предназначения - для участия в сексе и презентациях.

Наша статья не случайно начиналась с умилительной сценки, когда трехлетняя малышка, желая познакомиться со сверстником, хвалится новыми ботиночками. Девочка сообразительна и умна. Она не только точно воспроизводит основную модель взрослой жизни, но и совершенно по-взрослому выполняет свое дело - то, ради которого ее произвели на свет, протащив через противозачаточное сито. Презентационная функция и здесь выходит на первый план. Ребенок - это "вешалка для брендов", такова следующая важнейшая причина, почему ему позволяют родиться.

Когда без обиняков говоришь с женщинами о рождении детей, они порой реагируют эмоционально. "Ребенок должен быть желанным!" - восклицают дамы, справедливо напоминая о том внутреннем подъеме, которым должен сопровождаться период беременности и который необходим ребенку для благоприятного роста в утробе матери. Эмоциональный настрой исключительно важен, с этим нельзя не согласиться. Но так же справедливо и то, что любые психологические установки формируются заранее, причем чаще всего мы это делаем сами.

Чем же желанный ребенок отличается от нежеланного? Что есть в первом, отсутствие чего служит достаточной причиной для уничтожения второго? И почему подавляющее большинство родителей НЕ ЖЕЛАЮТ иметь этого второго, не говоря уже о третьем или четвертом?

Признаюсь, я против запрещения абортов. В жизни достаточно ситуаций, когда такая мера необходима. Но мне интересны и ситуации, которыми оправдывается уничтожение рода.

Как несложно догадаться, тезис о "желанном ребенке" - это перелицовка все того же аргумента "Мы не хотим плодить нищету!", о котором подробно говорилось в нашей первой публикации, и где нами, вслед за статистиками, было выяснено, что количество детей никоим образом не связано с материальным достатком семей и им не определяется. Феномен "желанного ребенка", однако, важен тем, что он представляет собой воплощенный идеал современных брачных (или внебрачных) отношений. Каковы отличительные черты этого идеала? Их шесть - пять положительных и одна черта отрицательная.

1. Первое и главное: единственный ребенок не обременяет, то есть не препятствует достижению родителями их основной цели - пользоваться жизнью самим.

2. Единственному ребенку проще обеспечить тот уровень материального обеспечения и образования, который считается в обществе "приличным", иными словами он "экономичен" в статусном плане (то, что мы называем "вешалкой для брендов").

3. Единственный ребенок не ущемляет свободу родителей, потому что не привязывает женщину к мужчине: свое дитя она вполне способна вырастить самостоятельно, соответственно не слишком дорожит мужем.

4. Единственный ребенок, опять же не обременяя, позволяет естественным образом реализовать избыточный запас материнской любви, заложенный в каждой женщине и требующий выхода (неестественным образом такая потребность проявляет себя, например, в повышенной заботе о домашних животных).

5. Единственный ребенок это "пилюля наоборот", то есть, как уже было сказано, его рождение, оптимизируя физиологические потенции женского организма, не изнуряет ее физически так, как это делают частые роды.

И, наконец, единственная отрицательная особенность единственного ребенка - он чаще способствует разрыву родителей, нежели укрепляет брачный союз. При той легкости, с какой в бездетных или малодетных семьях нарушается баланс духовных отношений между мужчиной и женщиной, ребенок обычно является дополнительным дестабилизирующим фактором, поводом для внутренних распрей. Мы довольно много говорили обо всем, что делает желанным единственного ребенка, не касались только феномена свободы.


Сука свобода

Ах, как много пишут о любви! Любовной лирикой забит литературный Интернет, но мой слух безнадежно испорчен: в музыке строф мне слышится лишь сухое щелканье калькулятора. Потому что на деле вручать свою жизнь Богу и любимому человеку никто не собирается: все благоразумно мостят пути отхода.

Что такое любовь?

Люди чаще интересуются физиологической стороной предмета и не задумываются о физических свойствах любви как особо прочного материала. Да, материала - для строительства. Из которого, на мой взгляд, правильнее лепить не украшения, а делать фундамент. Именно потому, что другого такого материала по прочности не найти. Многие философы говорят, что весь мир стоит на любви, то есть подтверждают: эта вещь действительно способна быть надежной опорой.

Вот только свойства у любви особенные. Прочность ее проявляется тогда, и только тогда, когда на любовь опираются. Причем, чем сильнее на нее рассчитывают, тем прочнее она становится - такой удивительный материал. И наоборот, ослабь нажим - очень скоро она, как оставленный на солнце лед, станет податливой и рыхлой. Потом и вовсе истает лужицей. Срок таяния точно известен. Мы уже обращались за помощью к статистике, обратимся еще раз: средняя продолжительность гражданского брака составляет 4 года. Нарисованная нами аллегорическая картина показывает причины и физику процесса (физиология, к слову сказать, в большинстве случаев ни причем): детей (не ребенка) в гражданском браке не наживают, то есть прочнейший духовный материал оставляют выветриваться без дела.

Стало обязательным тащить за собой в брачную постель третьего - свободу, которая в силу своей естественной природы (свобода же!) потом неизбежно выпихивает кого-то. Вот тогда начинается драма, это бесконечное "европейское мыло" - плачь одиночества, слышный сегодня со всех сторон, со всех континентов. Он уже так надоел, этот плачь, что вызывает не сочувствие, а брезгливость.

Ошибка заключается в абсолютизации, в обожествлении свободы, в то время как эта высокая категория без самомалейшего пафоса требует прикладного к себе отношения.

Пока ищешь - да, свобода нужна как воздух, как хлеб, как свет, потому что без нее выбор невозможен. Но век свободы короток (и в этом необходимо отдавать себе отчет), чуть передержи - обратится в предательство. Когда выбор сделан, гоните эту суку - свободу - прочь. Не обесценивайте свой выбор, не унижайте себя гражданским браком.

Нашим немногочисленным детям не приходится долбить вечную мерзлоту в поисках корешков для пропитания. "Поколение пепси" в основной своей массе избавлено от лишений. Единственным, зато куда более суровым испытанием для его любви становится свободный досуг. Перефразируя поэта можно сказать, что "любовь обязана трудиться". Проблема молодого поколения в том, что его любовь с юных лет на пенсии - она ничем не занята.

Возможно, когда какой-нибудь альпинист обует ласты, вскарабкается в них на Эверест, спрыгнет с вершины на параплане, спланирует до океана и опустится на дно Мариинской впадины, где его, конечно, встретят корреспонденты ведущих телеканалов, вот только тогда, после такого реального подвига прекратятся попытки молодых людей заместить гиперактивностью свое либидо. Потому что хотя их бесконечные кувыркания в пустоте выглядят лучше, чем пустота без кувыркания, однако разницу способны уловить только специалисты. Ибо пустота есть пустота.

Главная особенность современных оригиналов состоит в том, что они ходят несметными толпами. Традиционный (только на деле традиционный, не на словах) человек штучен. Заведи себе драйвер-экстремал семь-восемь детишек - и кувыркайся с ними на здоровье, Эверест покажется горкой. Но молодое поколение упорно трудится над созданием глубоководного параплана и высокогорных ласт. Опираться на любовь не спешит.


Греем руки

Решение о рождении ребенка дело частное, участвуют в нем трое - женщина, мужчина да Господь Бог, соединивший их воедино узами Любви. Потому-то и мы старались не выходить из частной сферы, тем более, что справляться со всеми сопутствующими проблемами доступно каждому. Но русским людям невозможно объяснить, что что-то может происходить без участия государства, которое за все ответственно, все обязано обеспечить, но ничего как следует не обеспечивает. На вопрос "Почему вы не рожаете?" наши люди в девяти случаях из десяти пеняют на государство, де, оно виновато. Потому и мы уделим этому вопросу толику внимания.

Российские чиновники, пусть не сразу, но уже поняли, какая эта золотая жила, демографическая катастрофа. Неоспоримых преимуществ у проблемы, по меньшей мере, четыре:

1. На спасение нации можно бросать колоссальные средства.

2. Деньги можно бросать куда угодно, так как популистская демагогия на эту тему оправдывает любые комбинации. Мы потому так быстро и бежим с исторической сцены на кладбище, что абсолютное большинство общества пребывает в убеждении: рожать больше детей мешает нехватка денег.

3. В какой бы песок ни ушли средства, отрицательный результат будет оправдан примером западных стран, на которые мы равняемся, но у которых тоже ничего не получается.

4. "Подрумянить покойника", то есть выправить провальные демографические показатели очень легко - достаточно чуточку либерализовать внешнюю миграционную политику.

Таким образом, со всех точек зрения беспроигрышное дело!

Еще три-четыре года назад в программных правительственных документах борьба с демографической катастрофой не поднималась выше восьмого места среди текущих государственных задач. С 2006 года эта проблема переместилась на вторую позицию, уступив лишь отставанию в высокотехнологичных отраслях. Поднялась бы, наверное, и на первую, если бы в Кремле знали, что делать. Но что делать, похоже, не знают нигде. Государственной программы увеличения рождаемости нет. Всенародного обсуждения, как выбраться из беды, ждать не приходится, но не только потому, что с укреплением вертикали власти такие формы выработки решений потеряли привлекательность, - просто слишком многие рассчитывают погреть руки у собственного погребального костра.

Нет сомнения, целевые экономические программы, направленные на решение демографических проблем, необходимы, но надо понимать, насколько ограничены здесь возможности нашего государства. Оно способно (и обязано) укоротить одну ветвь "русского креста": добиться увеличения продолжительности жизни своих граждан за счет улучшения дел в здравоохранении, в социальной сфере. Что же касается другой ветви этого распятия - низкой рождаемости, - то такая проблема относится к сфере идеологии, а идеология светского государства западного типа, в котором мы живем, по своей внутренней сути идет вразрез с ценностными категориями, на которых основывается традиционный семейный уклад.

"ГРАНД": СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ" - привожу этот рекламный слоган с указанием названия фирмы как очень редкий пока образец социальной ответственности со стороны бизнеса, проявляемой по отношению к самой злободневной проблеме современности. Но бьюсь об заклад: на поверку эти "семейные ценности" окажутся обыкновенными бюргерскими, секуляризированными по западному образцу.

Того же следует ждать и от социальной рекламы, от заказов государственных ведомств телеканалам, творческим объединениям, газетам и проч., когда такие заказы, наконец, появятся.

Государство оперирует категориями права и бессильно там, где речь идет об обычае. Люди сами и не ради денег займутся производством потомства, когда иметь много детей станет "хорошо", а иметь мало - "плохо", когда будет усвоена новая (точнее, восстановлена старая) система ценностей, когда такой порядок войдет в обычай. А за формирование обычая, тем более освященного традицией, ответственность несет церковь.


Дар

Двадцать лет назад жена моего близкого друга "ударилась" вдруг в религию. "Ударилась" крепко: ладно бы сама занялась исполнением православных обрядов, так весь семейный уклад перестроила. Глядя со стороны, мы с женой поначалу посмеивались - "модная блажь", но когда эта женщина свою единственную дочь определила в церковно-приходскую школу, пришли в ужас. Школы эти тогда только появлялись - ни учебных программ, ни помещений, ни преподавателей, ни, извините, статуса. Мы-то своих в специальное учебное заведение пристроили, с языковым уклоном, позаботились о будущем детей! А эти энтузиасты сняли на московской окраине какую-то избушку, дети под руководством батюшки сами топят ее дровами, клеят обои, затыкают дыры...

Как бы там ни было, но отучились наши детки, как их родители им определили. Дочь моего приятеля тут же вышла замуж - познакомилась со своим суженым в церковном хоре, прямо по классическому литературному образцу. Цветущим здоровьем молодая женщина не отличалась, более того, рожать ей врачи запрещали категорически. Но она пошла на риск. Чем уж там - молитвами, искусством акушеров или везением, но разрешилась от бремени: и ребеночек родился здоровый, и сама осталась жива. Сказала бы "спасибо" да успокоилась, так нет, через год снова рожать! Мы в шоке - ведь не шуточное дело, явная авантюра, "русская рулетка" на женский лад!

Не буду дальше историю тянуть - сейчас у нее четверо. В большом семейном предприятии заняты все близкие и дальние родственники. Глядя на наполненный жизнью дом, начинаешь понимать значение слова "род", ведь без помощи родных в таком серьезном деле не обойтись. Если у нас появится когда-нибудь много больших семей, то, надеюсь, полетят, наконец, тухлые яйца в безмозглых юмористов, изгаляющихся со сцены над носителями важнейших родовых связей - тещами, свекровями, шуринами и проч.

Ну, а я пока с печалью смотрю на собственный дом, в котором дети воспитаны по каноническому европейскому образцу, где властвуют свобода и рационализм. Хорошие выросли ребятишки, но мой дом пуст, новой жизни в нем нет. Европейское образование и воспитание, теперь знаю точно, главному не учит.

Вот так эта юная мужественная женщина, дочь моих друзей, которую мне доводилось держать на руках еще младенцем, оказалась мудрее меня. Так ее мать, найдя для себя достойных духовных наставников, сумела одержать безусловную победу в негласном соревновании семейных пар, блестяще сыграв партию под названием "жизнь".

Мы очень волновались за молодую женщину и поневоле размышляли, что толкает ее на риск, на нелегкий труд? Очевидно, решаться на это можно, только если рождение ребенка воспринимаешь как-то иначе, чем принято сегодня. По-видимому, дети это не только дефицит семейного бюджета, не только замедление карьерного роста, не только отложенная покупка или несостоявшийся красивый отдых. Дети это то, что делает ничтожным подобные потери, более того, ради чего без колебания можно пренебречь опасностью.

Потому что ребенок - это Дар Бога. Протянутую Руку отталкивать нельзя, ибо тем самым мы отрекаемся от Него. Глубоко и искренне верующий человек, эта молодая женщина, перед которой я преклоняюсь, живет именно по такому закону. И Бог ей помогает.

Однажды в каком-то застольном споре человек атеистических убеждений не без пафоса сказал: "Вы хотите сказать, что мы не исполняем десять заповедей?" Мне, признаться, стало смешно. Вспомнилась давняя дискуссия, можно ли передавать содержание классических литературных произведений с помощью комиксов. Причем тут, спросите, мораль? Да притом, что как серьезное художественное произведение для своего усвоения требует от читателя некоторых усилий, так и нравственный закон требователен к тем, кто берется его исполнять.

Атеист ты или верующий человек, действительно, решающего значения не имеет, но есть мораль и мораль. И тут надо признать: подавляющее большинство из нас пользуется облегченной, адаптированной моралью, как будто с сюжетом "Войны и мира" или "Илиады" знакомится по картинкам для ленивых школьников. Почему? Потому что мы руководствуемся рациональными побуждениями, которые глубоко внедрены в сознание и санкционированы существующим обычаем.

Лично я не знаю взрослых людей, в том числе даже тех, кто причисляет себя к верующим, которые могли бы сказать, что исполнили первую христианскую заповедь "Не убий". Я тоже такой. Когда спрашивают, сколько у меня детей, отвечаю: восемь. Из них четверых убил я сам, не воспрепятствовав абортам. В душе едва ли не у каждого есть такая перепачканная кровью дверка, которую предпочитаем не открывать.

Демографическая катастрофа в России - вызов прежде всего Православию и, надо признать, церковь пока проваливает эту борьбу. Сравнивать есть с чем.

Не так давно Исламская Республика Иран отметила юбилей - 25-летие великой исламской революции. В числе достижений за четверть века руководителями страны называлось двукратное (!) увеличение численности населения, с 35 миллионов жителей до 70 миллионов. Иран сегодня - самая молодая страна в мире, страна детского смеха, студентов и исторических перспектив.

И почти за тот же срок, когда с начала 90-х годов Православная церковь в России получила возможность действовать достаточно свободно, население нашей страны сократилось более чем на 10 миллионов человек. Микроскопические признаки замедления процесса, как по волшебству возникшие перед президентскими выборами 2007 года, подтверждения устойчивости своей динамики еще не получили. Тотальная война, которую наш народ ведет против собственных будущих поколений, продолжается с прежним размахом и всего через пятьдесят лет Россия сравнится с сегодняшним Ираном: нас останется 70 миллионов, а их станет 140 миллионов, как нас сейчас. Конечно, никакое другое сословие не пострадало в советскую эпоху так, как духовенство. Нужно восстановить, говоря сегодняшним языком, инфраструктуру, разобраться во внутренних и внешних построениях, надо дождаться, пока произойдут изменения в головах людей. Но время-то не ждет...

Да, люди уже начали ходить в церковь, однако углубляющийся демографический кризис говорит о том, что пока наши граждане в подавляющей своей массе относятся к Богу как к слепому дурачку, раздающему конфеты. Решение о судьбе будущего ребенка - простой и неизбежный тест. Так выглядит проверка делом: верите вы в Бога или обманываете в этом себя и других, исполняете настоящий нравственный закон или пользуетесь его изложением в комиксах.

И пока вместо простого и благодарного "да" мы слышим со всех сторон знакомую песню про то, что "ребенок должен быть желанным", что "не надо делать из женщин свиноматок", что "разве можно в этой стране рожать" и т.д.

Истина не в точке соития, как думают многие, сочиняющие о любви. Истина чуточку дальше - она в точке зачатия.

Эту историю мне рассказала врач. Ее пациентка сделала аборт и в положенный срок вернулась домой. Пятилетняя дочь соскучилась по маме, подбежала, обняла за бедра и... отшатнулась. Заплакала и несколько дней к матери подходила с опаской. Что почувствовал ребенок, что услышал? Немой непогасший крик? Поймите, ничто не проходит даром.

Мне иногда кажется, что мудрые духовные пастыри, лучше других понимая невозможность в одночасье изменить людей, внушить им иную систему ценностей, просто ждут, когда вымрет окаянное поколение, исподволь работая с теми, кто готов, в отличие от большинства, БЕЗРАЗДЕЛЬНО доверяться Богу, принимать его высший Дар.

У автора нет сомнений, что русские справятся со своей бедой. И выведет из этой беды Православие, только оно, иной силы нет. Вот только заплатить придется дорого. Подлинное возрождение русских - не нынешнее странное "духовное", по дороге на кладбище, а самое обыкновенное, основанное на корневом слове РОЖДЕНИЕ, без чего о духе мыслить нельзя, - такое возрождение начнется после того, как русские, по своему обыкновению, все упустят, когда численно перестанут быть великим народом, когда сами себя изведут до мизера и позор этот прочувствует каждый - тогда и опамятуются, наконец. И повторят, а может, и превзойдут подвиг сегодняшних мусульман-албанцев, в семьях которых, в отличие от православных-братьев сербов, по десятку ребятишек.


Ad finem saeculorum

Удивительный русский язык! В старину существовало такое слово "истесы", это то же самое, что чресла или бедра. От общего корня происходят "истицание" (истечение, в том числе истечение семени, поллюция) и - "истина"! Признаюсь, поразился, когда узнал. Вдумайтесь, насколько высоко, насколько выше современных представлений о тех же самых вещах, не говоря даже о вошедшей в повседневность словесной грязи.

"Щедрое лоно", "обильные чресла", истина, которая одного корня с тем, что истекает из истесов… Вчитываясь в вышедшие из употребления словосочетания, понимаешь, что раньше люди рожали много детей не только потому, что у них не было средств предотвратить или прервать беременность. Появление новой жизни ставили в одном ряду с истиной, ее обретением. Помыслить, наверное, не могли, что ребенок может представлять опасность и угрозу, что наступит время "безопасного" секса… Так, может быть, сейчас мы заслуженно переживаем свою беду? Может быть, мы не достойны другой участи, кроме как бесследно уйти, потешившись тем немногим, чего достигнем в погоне за миражами?

Аd finem saeculorum - "до скончания веков". Так порой сентиментально пишут на обручальных кольцах.

Как выбрасываем использованные презервативы, так и сами в положенный срок уйдем в небытие - без возврата. Холодноватая латынь в данном случае уместна.



МНОГОДЕТНЫЕ - О СЕБЕ


Выдержки из публикации журнала "Фома" № 4(27), 2005 г.

http://old.foma.ru/index.php?issue=1§ion=2&article=1208


Роман ГЕТМАНОВ,

акушер-гинеколог


ГЛЯДЯ НА НАС, ЛЮДИ РОЖАЮТ


"Для нас иметь много детей - это естественно. Смысл человеческой жизни, основа всего - это умножение любви в семье, воспитание в любви. Где же еще это возможно, если не в кругу близких? Наши дети потом вырастут, женятся или выйдут замуж и сами продолжат эту традицию. Так было испокон веков, и семьи были крепкие. Но сегодня, когда во главу угла поставлены сиюминутные желания, а потребительские ценности возведены в абсолют, эта традиция прерывается. Но ведь жизнь - это не только удовольствия и развлечения. Жизнь - это труд. Ради чего? Нам с женой кажется, что ради детей.

Как-то в одном из московских родильных домов я отговаривал женщин от абортов. Сколько всего я тогда наслушался! Помните, профессор Преображенский говорил: "Разруха не в клозетах, а в головах". И вот пример: люди считают, что если с одним ребенком справиться невозможно, то с четырьмя и подавно. Но ведь не так это. У каждого ребенка свой темперамент и свое личностное развитие, и никогда не знаешь, каким он будет, твой малыш. Так что эти слова - прикрытие эгоизма.


Европейское мыло. Окончание.

Для меня самый теплый момент - когда усталый идешь с работы, открываешь дверь, и к тебе твой малыш на велосипеде выкатывает, а в глазах столько нежности, любви, что все как рукой снимает. Ну, не могу я свою жизнь без этого представить. Или когда мальчишки из школы приходят, видят маленького Степу, с которым полдня не виделись, и кричат: "Степа, как мы соскучились!" Жить друг без друга не могут.

Нашей Маше 22 года, Ане 19 (а ее сыну, Саше, 8 месяцев), Николаю 15, Ксении 13, Мите 11, Севе 9, Кате 6, Фильке - 4 и Степе - годик".


Марина КУТЕНИНА,

мать четверых своих и пятерых усыновленных детей


Европейское мыло. Окончание.

"Конечно, в такой большой семье радостей гораздо больше, чем огорчений. Во-первых, никогда не бывает скучно. Если у одного все тихо, спокойно, то у другого обязательно какие-то приключения. Во-вторых, какое это огромное удовольствие, когда ты идешь по улице, а вокруг тебя здоровенные, красивые ребята, и все тебе говорят: "Мама!" Это такая гордость для меня! Потом, это же творчество: я каждый день придумываю им что-нибудь интересное, начиная с кухни - попробуй приготовь овсяную кашу, да они меня вместо этой каши съедят. И вот я изобретаю, учусь, расту вместе с ними.

И ни с чем не сравнимая радость - когда носишь в себе это существо. А потом рождаешь его на белый свет... Это каждый раз такой подарок, такой сюрприз. Ты же не знаешь, какой он там, у тебя внутри. И вот смотришь на него и думаешь: какое чудо внутри тебя выросло, это такая благодать! Когда я вынашивала детей, я любила весь мир вокруг".


Священник Константин СТРИЕВСКИЙ, Ольга СТРИЕВСКАЯ


...ТЕМ БОЛЬШЕ ПОЛУЧАЕШЬ ВЗАМЕН ЛЮБВИ И РАДОСТИ


"Когда мы поженились, то никогда не обсуждали вопрос о том, сколько у нас будет детей. Но все же многодетность оказалась для нас скорее неожиданностью, чем каким-то заранее продуманным планом. Когда родился первый малыш, через два года - второй, а еще через год третий, стало ясно: незачем строить какие-то планы - нужно просто жить! Сейчас у нас восемь детей.

Многодетные друзья дали нам в свое время очень верный совет, что всю любовь надо отдавать, прежде всего, старшему ребенку. Остальные дети "возьмут" ее сами, но если старший не получит достаточно любви, в дальнейшем среди детей могут быть разлады. Первый ребенок играет очень большую роль: он непосредственно участвует в воспитании всех младших детей, которые, в свою очередь, воспитывают следующих.

Присутствует в нашей жизни и финансовая проблема, но, безусловно, она вторична. Современной семье очень трудно решиться родить даже одного-двух детей, а уж тем более смириться с мыслью, что их может быть больше. И было бы ошибкой думать, что дело здесь только в деньгах. Современный потребительский лозунг: "бери от жизни все" противоречит не только многодетности, и даже не только самой идее семьи, но и вообще идее рождения детей. Жизнь в браке - всегда жертвенна. Потому что ради получения радости от постоянного и полноценного общения с любимым человеком нужно пожертвовать как минимум своими привычками, временем, чертами характера, мешающими этому общению. Тем более это касается рождения детей. Ребенок требует самоотречения. Но чем больше жертвуешь собой, тем больше получаешь взамен любви и радости".


Европейское мыло. Окончание.

"ВЕЛИКИЕ" МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ:


Петр Аркадьевич Столыпин - отец шестерых детей.

Наталья Николаевна Гончарова - мать семерых детей (четверо - Пушкины, трое - Ланские).

Федор Михайлович Достоевский - имел шесть братьев и сестер.

Петр Ильич Чайковский - имел пять братьев и сестру.

Дмитрий Иванович Менделеев - 17-й ребенок в семье.

Иван Петрович Павлов - старший из пяти детей в семье.

Илья Ильич Мечников - младший из пяти детей в семье.

Константин Эдуардович Циолковский - пятый из восьми в семье.

Климент Аркадьевич Тимирязев - пятый из семи детей в семье.


© Сергей РЕШЕТНИКОВ


Перепечатка и любое использование материалов журнала без согласия редакции запрещены!


вчера заказала себе сарафан в одном из магазинов Стерлитамака, а сегодня мне его уже привезли